Андрей Рублев
Андрей Рублев в русской иконописи
Искусство иконописи анонимно. Принято считать, что рукой мастера, создающего священный образ, управляют небесные силы, и результат работы зависит не столько от опыта, знания колористики и теории композиции, сколько от искренности, благочестия и духовного просветления. В наши дни такое отношение к иконописи не популярно, однако в Древней Руси оно было принято повсеместно. Тщеславие и профессиональная гордость были здесь неуместны, и художники никогда не подписывались под своими произведениями. В результате, имена многих талантливых мастеров прошлого канули в небытие, и сегодня мы помним лишь тех, кто оставил особенный след в истории и культуре. Среди них Алипий Печерский, Феофан Грек и, конечно, Андрей Рублев.
Мастер выразительной композиции, живого, одухотворенного образа, преподобный Андрей Рублев стоял у истоков национальной иконописной школы Руси. Гений художника был признан уже при его жизни, о чем свидетельствуют древние летописи, а в 1551 году патриархи Стоглавого Собора повелели «писать с древних образов, как греческие живописцы писали, и как писал Андрей Рублев», что означало признание творчества мастера эталоном. На протяжении последующих веков его произведения оставались образцом для многих поколений русских иконописцев и сегодня они входят в золотой фонд мирового художественного наследия.
О жизни Андрея Рублева известно гораздо меньше, чем о его творчестве. Считается, что художник родился между 1340-1360 годами в Московском княжестве, в семье потомственных иконописцев. В период между 1357 и 1373 годами он стал послушником при Спасо-Андрониковом монастыре, где принял постриг и получил монашеское имя Андрей. Мирское имя его неизвестно, можно предположить только то, что оно также начиналось с «А». Не сохранилось упоминаний и о семье мастера. Подпись «Андрей Иванов сын Рублев» на одном из дошедших до наших дней образов прямо указывает на имя отца художника. Однако, по мнению экспертов, данная икона является поздней и явно поддельной, что дает основание усомниться в правдивости этой информации.
Первое письменное упоминание об Андрее Рублеве относится к «Троицкой летописи» 1405 года, где сообщается о росписях домовой церкви князя Василия Дмитриевича, старшего сына Дмитрия Донского. Согласно летописи, над созданием иконостаса работали Феофан Грек, Прохор-старец (Прохор из Городца), а также «чернец Андрей Рублев». Упоминание имени Рублева последним означает, что он был младшим в артели, однако, сам факт привлечения художника к совместным работам с виднейшими мастерами того времени говорит о том, что на момент создания росписей он уже имел и признание, и известность. В 1408 году Рублев снова попал на страницы «Троицкой летописи», которая сообщала о начале восстановления Успенского Собора во Владимире, разрушенного и сожженного ордынскими завоевателями. Согласно летописи, росписи храма произвели «мастеры Данило Иконник да Андрей Рублев». Упомянутый здесь Данило Иконник, также известный как Даниил Черный, снова значится первым, что может свидетельствовать о его большей опытности и мастерстве. Интересно, что он был соавтором Андрея Рублева и во многих последующих работах. В 1427-1428 годах они, совместно с другими художниками артели, участвовали в росписях Троицкого собора Троице-Сергиевого монастыря.
Как складывалась творческая судьба Андрея Рублева, и с какого момента он решил посвятить себя иконописи, доподлинно не известно. Сведения о жизни художника очень скудны, а датировка (равно как и атрибуция) многих его произведений сопряжена со значительными сложностями. Участие Рублева в реставрации домовой церкви Василия Дмитриевича в 1405 году явно указывает на то, что к этому времени он уже был сложившимся мастером. При этом, самые ранние из известных сегодня икон были написаны им в течение 1410 годов, когда художнику было уже за пятьдесят. Среди них наиболее известны «Спас», «Апостол Павел» и «Архангел Михаил» (все – из коллекции Государственной Третьяковской галереи). Возможно, что к этому десятилетию относится и всемирно известный шедевр «Троица», которая, по одной из версий, была создана в 1411 году. Ранние же работы художника, датированные 1390-1410 годами, практически неизвестны, а их атрибуция спорна.
Искусство Андрея Рублева складывалось под влиянием иконописной традиции Московского княжества, в атмосфере широкого национального подъема второй половины XIV – начала XV веков, что оказало большое влияние на его мировосприятие. Очевидно, что он был знаком с художественным наследием Византии и, по всей видимости, учился у Феофана Грека. Уникальность творчества мастера заключается в том, что он, фактически первым, сумел отойти от догмата греческой иконописи, оставаясь, тем не менее, в рамках классической иконографии. Обладая тонкой художественной интуицией, он привнес в иконопись живописное начало, возродил античные принципы композиции, ритма, пропорции и гармонии. По эмоциональному наполнению его произведения представляют новое понимание духовной силы и нравственной красоты. Место величественных и статичных образов, свойственных византийской традиции, заняли новые, одухотворенные и живые. Они обладают глубоким духовным содержанием и, вместе с тем, вполне человеческими чертами: характером, чувствами, настроением. Таковы три иконы из деисусного чина, найденные в 1918 году в Звенигороде: «Архангел Михаил», «Апостол Павел» и «Спас». Все работы были выполнены в 1410 годах, и входят в число немногих известных произведений Рублева, авторство которых не ставится под сомнение. Наиболее примечателен «Спас». Образ Христа динамичен и преисполнен внутренней жизни, черты его лица выразительны, взгляд прям и задумчиво-проницателен. Язык этой работы лаконичен и монументален. Здесь нет ничего лишнего. Формы трактованы обобщенно, силуэт ясно подчеркнут, а цветовая гамма, построенная на выразительных контрастах, сдержанна и, в то же время, сложна. Это произведение является прекрасным примером того творческого живописного начала в иконописи, которое принесло Рублеву славу при жизни и почитание среди потомков.
Подобный подход характерен и для монументального творчества автора. Знаковым произведением здесь является фресковая композиция Страшного суда, занимавшая западную сцену Успенского собора во Владимире, расписанного Рублевым в соавторстве с Даниилом Черным в 1408 году. Сохранившиеся фрагменты позволяют представить, сколь необычным было это произведение в глазах современников иконописца. Вместо исполненной напряжения сцены Божьего суда, ощущения ужаса перед страшными карами, свойственных данному сюжету, Рублев передал настроение просветления и всепрощения. Композиция лишена напряженности, вместо этого она преисполнена грациозного артистизма. Гамма произведения легка, линии музыкальны, а фигуры выразительны и полны внутренней жизни. При этом фреска гармонично связана с интерьером храма: подчеркивая плоскости стен, она усиливает впечатление легкости архитектуры.
Творческая карьера Андрея Рублева, подтвержденная известными сегодня работами, насчитывает едва ли больше 20 лет. В 1427 году (по другой версии – в 1430) художник скончался во время эпидемии чумы в Спасо-Андрониковом монастыре, где выполнил свои последние фрески – росписи Спасского собора. К сожалению, эта работа, как и многие другие, не сохранилась до наших дней. На склоне жизни Рублев был почитаемым мастером и, судя по всему, имел множество учеников. В последующие годы его наследие стало образцом для художников московской школы и, в конечном итоге, легло в основу национального направления православной иконописи. С годами имя Андрея Рублева, в отличие от многих его современников, не было забыто. С XVI века иконописец почитался как местночтимый святой, а в 1988 году он был официально канонизирован Православной церковью в лике преподобного.